Шаблоны и конструкторы учетной политики - почему опасно их использовать?

Категория: Разъяснения и комментарии Просмотров: 81

Тот факт, что в учреждении должна присутствовать учетная политика, определяющая методы и особенности учета активов и обязательств, а также правила документооборота и проведения инвентаризации, известен каждому бухгалтеру, однако зачастую отношение к данному документу в бухгалтерских кругах является довольно посредственным: учетные политики обновляются раз в пять лет, формируются в конструкторах без корректировки под свое учреждение, скачиваются из открытых источников с положениями, не соответствующими ведению учета данным учреждением, а иногда учетная политика просто отсутствует.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность за отсутствие или некорректность учетной политики не прописана, но данный факт может привести к ошибкам в бухучете и искажению отчетности: за такие нарушения штраф — до 50 000 руб. (ст. 15.15.6 КоАП).

Кроме того, положения учетной политики не должны противоречить действующим инструкциям по ведению учета, стандартам госсектора и иным нормативным документам. Поэтому практика показывает, что ревизоры уже штрафуют за противоречащие законодательству положения.

За последние два года в бухгалтерском учете организаций госсектора появилось столько новшеств, что учетная политика, к примеру, 2020 года стала максимально некорректной по отношению к действующим нормам.

В 2023 году утратили актуальность некоторые унифицированные формы из Приказа 52н, появились новые счета учета по единому налоговому платежу, возмещению расходов по травматизму, биологическим активам, требующие корректировки плана счетов, были утверждены новые резервы по отложенной приемке и не поступившим документам, поменялись правила учета операционной аренды, бланков строгой отчетности и подарков, правила начисления амортизации.

В 2024 году множество форм первичных учетных документов и регистров из Приказа 61н стали обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Кроме того, Минфин давал срок перехода на ЭДО – до 1 июля 2024 года. Стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» были определены новые правила в части проведения инвентаризации.

Все перечисленные моменты требуют внесения изменений в положения учетной политики. Так, на 2024 год в ней обязательно должен присутствовать график документооборота со всеми актуальными формами из Приказов 61н и 52н, а также прописаны правила документооборота в основном тексте учетной политики. Порядок проведения инвентаризации так же требует детального пересмотра в связи с нормами, закрепленными СГС «Учетная политика».

За первое полугодие 2024 года ревизорами уже выявлена масса нарушений в формулировках учетной политики учреждений. Как уже было сказано выше, ее положения не должны противоречить законодательству, поэтому прописывать неприменение обязательных унифицированных форм в учетной политике нельзя. Например, многострадальный акт приемки 0510452 отказываются подписывать поставщики, поэтому учреждения хотят себя оградить от его применения, указав в тексте УП, такую возможность. Это грубое нарушение.

Еще одним выявленным ревизорами нарушением является прописывание формулировок о резервах по неполученным документам, которые «освобождают» учреждения от их формирования, тогда как такая обязанность установлена Инструкцией 157н.

Частой ошибкой в учетной политике после изменения правил учета БСО и подарков стали формулировки о том, что в местах хранения они учитываются на счетах 03 и 07, тогда как должны быть учтены на балансе в составе материальных запасов.

До 2023 года правила об учете амортизации говорили о том, что дата ее начисления определяется в учетной политике учреждения, однако изменения в Инструкции 157н в прошлом году установили конкретную дату – 1 число каждого месяца, поэтому ревизорами массово выявляется нарушение в виде указания некорректных дат. 

Еще одна «боль» бухгалтеров и «утеха» ревизоров – прописывание учреждениями в учетной политике применение авансового отчета 0504505. По новым правилам учреждения должны использовать отчет о расходах формы 0504520. С 2023 года авансовый отчет должен применяться только в крайних случаях, которые не связаны с закупками через подотчетное лицо, командировками и компенсациями проезда к месту отдыха северянам. Указать в учетной политике иные случаи применения формы авансового отчета – грубое нарушение.

Это лишь несколько фактов несоответствия УП действующим нормам, выявленные ревизорами, за первые 6 месяцев 2024 года, на практике их гораздо больше, поэтому учетная политика не должна являться документом, лежащим в ящике стола главбуха «для проформы». Это крайне важный и нужный документ в учете организаций госсектора, требующий пристального внимания всех участников процесса ведения бухгалтерского и бюджетного учета.

Таки образом, в бухгалтериях государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казённых, автономных, органах государственной власти, финансовых органах и т.п.) да и в целом в хозяйственной жизни учётная политика для целей бухгалтерского учёта играет очень большую роль. Отодвигать работу с этим документом на 2-й план или формировать его с помощью шаблонов и конструкторов может вылиться в серьёзные последствия для бухгалтеров и для организации. 

Другое дело, что у бухгалтеров просто не хватает времени на работу с учётной политикой, за исключением тех организаций, где на этом участке работает отдельный специалист, но таких организаций немного.

Благо, что сейчас появились организации, которые оказывают квалифицированную помощь в этом вопросе. Одна их них «Бухгалтерия госсектора». Эта организация оказывает разовые услуги по проверке, разработке, доработке учётной политики для целей бухгалтерского учёта для организаций бюджетной сферы (бюджетные, казённые, автономные, органы государственной и муниципальной власти). Работу осуществляют профессионалы-практики в этом вопросе. По итогам организация заказчик получает не только качественный нешаблонный документ, но и рекомендации по ведению бухгалтерского учёта. Вот ссылка на сайт организации, где можно оставить заявку и получить больше информации по услуге и закрыть, волнующий многих бухгалтеров учреждений госсектора вопрос с минимальными трудозатратами:  https://buhgov.ru/