Учётная политика: вместе или порознь?
Любой главбух неизбежно сталкивался с вопросом: «А как формировать учетную политику госучреждения – одним документом или разными локальными актами?». Минфин России на этот вопрос ответил в письме от 17 .08.2016 № 02-07-10/48198 «Об особенностях формирования субъектами учета учетной политики» - путем издания отдельных правовых актов формировать учётную политику тоже можно.
Чаще всего отдельными приказами руководителя утверждают такие положения или правила, которые:
- могут меняться независимо от бухгалтерских инструкций (например, списки с указанием должностей, и уж тем более с указанием фамилий конкретных должностных лиц и пр.);
- разделы, которые являются результатом согласованной работы нескольких структурных подразделений учреждения - бухгалтерии, отдела кадров, экономического отдела, юридического отдела (например, положение о служебных командировках и пр.);
- сложные объемные разделы, затрагивающие узкую специфику или особенности структуры учреждения (например, порядок проведения инвентаризации в учреждении с разветвленной сетью структурных подразделений или филиалов, с особенными видами активов и пр.).
Выделение некоторых положений (правил) в обособленные акты даёт несколько преимуществ:
- их разработку и мониторинг за необходимостью внесения изменений можно поручить разным ответственным лицам (главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, руководитель материальной группы и пр.);
- утверждать и вносить изменения, дополнять такие акты можно в разные сроки независимо друг от друга (по плану, по мере готовности, по необходимости и пр.);
- удобно знакомить бухгалтеров на конкретных участках учета с отдельными актами, исключая не нужную им информацию и пр.
Попробуем перечислить те положения, которые можно утвердить отдельными приказами руководителя или в виде целых локальных актов:
- Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов;
- Положение о комиссии по расследованию причин пропажи, уничтожения, порчи учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- Положение о выдаче денежных средств и денежных документов под отчет;
- Положение о служебных командировках;
- Положение о приемке, хранении и выдаче (списании) бланков строгой отчетности;
- Положение о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- Положение о документообороте и технологии обработки учетной информации и График документооборота;
- Положение об организации внутреннего финансового контроля;
- эксплуатационные нормы расхода топлива на транспортные средства;
- лимит остатка наличных денежных средств в кассе;
- перечень должностей работников, имеющих право на получение доверенностей;
- перечень должностей работников с разъездным характером работы;
- перечень должностей работников, имеющих право подписи первичных учетных документов, счетов-фактур, денежных и расчетных документов, финансовых обязательств и пр.;
- перечень должностей работников, имеющих право на пользование мобильной связью за счет учреждения в пределах утвержденных лимитов;
- и пр.
Пример:
В учреждении отсутствует специальное подразделение внутреннего аудита (внутреннего финансового контроля). Филиалы с правом ведения бухгалтерского учета отсутствуют. Территориально обособленных подразделений нет. Внутренний финансовый контроль осуществляют сотрудники учреждения, в соответствии с возложенными на них обязанностями и в пределах своей компетенции - путём проведения мероприятий (процедур) предварительного, текущего и последующего контроля. Главный бухгалтер принял решение утвердить порядок организации внутреннего финансового контроля в виде небольшого раздела учётной политики «8. Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля» и вынести перечень мероприятий (процедур) в отдельное приложение.
Пример:
В учреждении числятся 45 специальных автомобилей и 2 автобуса. Функционирует структурное подразделение – автохозяйство. Порядок определения эксплуатационных норм расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ), а так же их конкретные значения утверждаются отдельными приказами руководителя.
Пример:
Главный бухгалтер традиционно вынес в отдельный локальный акт «Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов». В нём много тонкостей, которые требуют детальной проработки:
- состав комиссии (численность комиссии, распределение обязанностей среди членов комиссии, на каких условиях можно привлечь экспертов, в том числе сторонних организаций и пр.);
- численность членов комиссии, при которой заседание является состоявшимся (полный состав или установление кворума);
- наличие нескольких комиссий (по территориальным подразделениям, по видам активов (основные средства, материальные запасы и др.), по типу имущества (мебель, ЭВМ, медтехника, электрооборудование и пр.));
- документооборот комиссии (оформление и хранение протоколов заседаний и решений, прием документов для рассмотрения и пр.).
Теперь остается пройтись по списку, и по каждому пункту определить, насколько удобно выносить его в отдельный акт и (или) утверждать отдельным приказом руководителя. Как говорится, «творчество есть везде, где человек действует не по инструкции»[1]. Творите, и пусть Ваше творчество Вас радует!
Эксперт по бюджетному учету Фирсанова Н.Е.