Норма расхода топлива: как её определить
Не секрет, что иметь в распоряжении правильно рассчитанный норматив расхода топлива – это очень удобно:
- расход бензина в пределах нормы – всегда обоснован;
- по норме несложно планировать потребности в топливе;
- нормирование особенно необходимо в режиме экономии ресурсов;
- нормирование и анализ утвержденных норм – могут быть инструментами внутреннего финансового контроля.
Есть несколько способов для того, чтобы установить норму расхода топлива (базовую норму расхода бензина, дизельного топлива и т:п.)
- применить Методические рекомендации (утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р);
- обратиться в научную или специализированную организацию с индивидуальной заявкой на разработку норм по специальной программе-методике;
- воспользоваться технической документацией и (или) информацией, предоставленной изготовителем транспортного средства;
- определить норму расхода топлива экспериментальным путём - по результатам контрольного замера.
Нормы, разработанные Минтрансом России, носят только рекомендательный характер. И каждое учреждение вправе, но не обязано ими пользоваться. Тем не менее, Минфин России высказывал позицию (см. письма от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67), что перечисленные выше способы определения норм нужно использовать в следующем порядке:
- изучить Методические рекомендации и выбрать требуемую норму расхода топлива;
- если в Методических рекомендациях для конкретной модификации транспортного средства нормы расхода топлива отсутствуют, то оформить заявку в научную организацию, где норму расхода топлива рассчитают по специальной программе-методике;
- на тот период, пока научная организация выполняет расчеты, установить нормы расхода топлива на основании технической документации к транспортному средству или на основании информации от завода-изготовителя.
Учитывая такое мнение Минфина России, можно сделать вывод, что прибегать к контрольному замеру стоит тогда, когда все другие способы определения норм расхода топлива по каким-то причинам использовать не получается. И лучше быть готовым к обоснованию своей позиции перед контролирующими ведомствами.
Наряду с научными организациями заявки на разработку норм расхода топлива принимают и специализированные организации ненаучного профиля. Отметим, что обращаться именно в научные организации – это тоже право учреждений, поскольку Минтранс России не обязывает, а рекомендует. Но здесь важно, чтобы и контролирующие органы понимали этот рекомендательный характер.
Пример:
Учреждение нашло информацию о нескольких организациях, подтвердивших право на расчет норм расхода топлива по специальной программе-методике:
- ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» при Минтрансе России;
- ООО «Научно-технический центр расчетных исследований»;
- ООО «Транспортный консалтинг» транспортный расчетно-методический центр.
Договор заключен с той организацией, которая представила выгодное коммерческое предложение.
Независимо от того, каким путем в учреждении определялись эксплуатационные нормы, их нужно утвердить приказом руководителя.
Эксперт по бюджетному учету Фирсанова Н.Е.
Читайте также:
Как пользоваться методическими рекомендациями Минтранса России
Проводим контрольный замер расхода топлива