Норма расхода топлива: как её определить

Норма расхода топлива: как её определить
Категория: Бюджетный бухгалтерский учет Просмотров: 4584

 

 

Не секрет, что иметь в распоряжении правильно рассчитанный норматив расхода топлива – это очень удобно:

  • расход бензина в пределах нормы – всегда обоснован;
  • по норме несложно планировать потребности в топливе;
  • нормирование особенно необходимо в режиме экономии ресурсов;
  • нормирование и анализ утвержденных норм – могут быть инструментами внутреннего финансового контроля.

Есть несколько способов для того, чтобы установить норму расхода топлива (базовую норму расхода бензина, дизельного топлива и т:п.)

  • применить Методические рекомендации (утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р);
  • обратиться в научную или специализированную организацию с индивидуальной заявкой на разработку норм по специальной программе-методике;
  • воспользоваться технической документацией и (или) информацией, предоставленной изготовителем транспортного средства;
  • определить норму расхода топлива экспериментальным путём - по результатам контрольного замера.

Нормы, разработанные Минтрансом России, носят только рекомендательный характер. И каждое учреждение вправе, но не обязано ими пользоваться. Тем не менее, Минфин России высказывал позицию (см. письма от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67), что перечисленные выше способы определения норм нужно использовать в следующем порядке:

  • изучить Методические рекомендации и выбрать требуемую норму расхода топлива;
  • если в Методических рекомендациях для конкретной модификации транспортного средства нормы расхода топлива отсутствуют, то оформить заявку в научную организацию, где норму расхода топлива рассчитают по специальной программе-методике;
  • на тот период, пока научная организация выполняет расчеты, установить нормы расхода топлива на основании технической документации к транспортному средству или на основании информации от завода-изготовителя.

Учитывая такое мнение Минфина России, можно сделать вывод, что прибегать к контрольному замеру стоит тогда, когда все другие способы определения норм расхода топлива по каким-то причинам использовать не получается. И лучше быть готовым к обоснованию своей позиции перед контролирующими ведомствами.

Наряду с научными организациями заявки на разработку норм расхода топлива принимают и специализированные организации ненаучного профиля. Отметим, что обращаться именно в научные организации – это тоже право учреждений, поскольку Минтранс России не обязывает, а рекомендует. Но здесь важно, чтобы и контролирующие органы понимали этот рекомендательный характер.

Пример:

Учреждение нашло информацию о нескольких организациях, подтвердивших право на расчет норм расхода топлива по специальной программе-методике:

- ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» при Минтрансе России;

- ООО «Научно-технический центр расчетных исследований»;

- ООО «Транспортный консалтинг» транспортный расчетно-методический центр.

Договор заключен с той организацией, которая представила выгодное коммерческое предложение.

 

Независимо от того, каким путем в учреждении определялись эксплуатационные нормы, их нужно утвердить приказом руководителя.

Эксперт по бюджетному учету Фирсанова Н.Е.

Читайте также:

Как пользоваться методическими рекомендациями Минтранса России

Проводим контрольный замер расхода топлива