Инвентаризация – последние штрихи
Давайте сверим, всё ли у вас в порядке с годовой инвентаризацией. Ведь в случае чего, есть ещё пять минут, в которые, как известно, можно сделать очень много. Для этого нужно ответить да или нет на 9 вопросов, которые приведены в таблице ниже:
Вопрос | Справка |
Соответствует ли порядок проведения инвентаризации тому, что прописано учетной политике? | Инвентаризация проводится в том порядке, который определен самим учреждением в рамках учетной политики или в отдельном локальном акте. Безусловно, с учетом положений действующего законодательства (п.п. 6, 20 Инструкции № 157н, Письмо Минфина России от 30.04.2015 № 02-07-10/25594). Иными словами, с учетом Методических указаний (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому порядок проведения инвентаризации в разных учреждениях может отличаться. И руководствоваться «соседской» учетной политикой во время инвентаризации не нужно. Здесь, как говорится, «каждый смотрит в свою тетрадь». |
Всё ли посчитано? |
Инвентаризировать нужно всё имущество учреждения и все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Методических указаний № 49). В частности: - денежные средства и денежные документы; - нефинансовые активы (ОС, НМА, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы и пр.); - расчеты (по доходам, по ущербам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, по принятым обязательствам, по платежам в бюджеты и пр.); - расходы будущих периодов; - резервы предстоящих расходов. Разумеется, нужно инвентаризировать и то, что числится за балансом. И даже если «забалансовое» имущество не принадлежит учреждению. |
Все ли описи оформлены? |
Приказом Минфина России № 52н от 30.03.2015 утверждены специальные описи для оформления результатов инвентаризации. Вот те, которые наверняка должны быть в каждом учреждении: - Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082); - Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086); - Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087); - Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088); - Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 05040089); - Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091) |
Излишки и недостачи зафиксированы в специальной ведомости? | Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) нужно заполнять по ходу инвентаризации на основании инвентаризационных описей. Как правило, это делает бухгалтер. Подписи членов инвентаризационной комиссии здесь не нужны. |
«Неучтёнка» принята к учету? | Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при инвентаризации, нужно принять к учету по текущей оценочной стоимости (п. 31 Инструкции № 157н) |
Недостачи списаны? | Выбытие с баланса нефинансовых активов в случае недостачи нужно отразить по балансовой стоимости с использованием счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п.п. 51, 112, 122, 125 Инструкции № 157н, п. 12, 37, 43, 47 Инструкции № 174н, п.п. 12, 37, 43, 47, 180 |
Ущерб от недостач предъявлен виновным лицам? |
Суммы выявленных недостач денежных средств сразу отражаются на счете 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств». А когда речь идёт о недостаче нефинансовых активов, то на счете 2 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» одновременно со списанием имущества с учета нужно отдельной проводкой отразить ущерб, причиненный в результате недостачи (п. 112, 220 Инструкции № 157н). Его размер определяют исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на дату инвентаризации. Если виновное лицо отказывается возмещать ущерб, нужно оформить документы для предъявления ему гражданского иска либо возбуждения уголовного дела (п. 220 Инструкции № 157н). |
Руководитель ознакомлен с результатами инвентаризации? | Когда инвентаризация завершена, с её результатами нужно ознакомить руководителя. Это делается путем составления инвентаризационной комиссией Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) Основанием для составления акта служат инвентаризационные описи. При наличии излишков или недостач к акту прикладывают ведомость расхождений. Руководитель должен этот акт утвердить. |
Если на все вопросы таблицы вы ответили утвердительно, можно сказать смело, что инвентаризацию вы завершили! А если нет, то времени ещё чуть-чуть осталось, чтобы дорисовать последние штрихи…
Эксперт по бюджетному учету Фирсанова Н.Е.
Вступайте в нашу группу ВКонтакте! Задавайте свои вопросы, читайте и обсуждайте интересные статьи!
Теги материала: