Обязательно ли учреждениям создавать резервы?
Вопрос.
С внесением изменений в Инструкцию № 157н нужно ли в обязательном порядке создавать резервы? Если в учетной политике прописать что мы не ведем резервы будущих расходов, будет ли это являться нарушением ведения бухучета?
Ответ.
В новом пункте 302.1 Инструкции № 157н буквально указано следующее. Счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине или времени исполнения. Порядок формирования резервов учреждение устанавливает самостоятельно в своей учетной политике.
То есть, данная норма указывает где и как учесть резерв, но не обязывает учреждения их создавать. Более того, в пункте 302 Инструкции № 157н прямо указано, что учреждение может не создавать резервы. Но в этом случае расходы, которые относятся к будущим периодам, нужно отражать на одноименном счете 0 401 50 000 (например, так следует поступать в случае оплаты отпуска, который начинается в одном календарном году, а заканчивается в другом).
Таким образом, правила Инструкций № 157н не обязывают учреждения формировать резервы.
Между тем, в частных разъяснениях специалисты Минфина России и контролирующих органов настаивают на том, что уже в 2015 году учреждение обязано создать самые важные из резервов (резерв на оплату отпускных и резерв оценочных обязательств на случай отсутствия первичных документов от контрагентов). Поэтому при решении вопроса о резервах целесообразно руководствоваться разъяснениями учредителя. То есть, учреждению нужно с ним согласовать необходимость формирования резервов, а также расходы, под которые эти резервы нужно создавать.
Теги материала: